Тахограф в России. Нормативная база

В Европе все просто. Для всех коммерческих автомобилей, которые пытаются пересечь границу Евросоюза наличие и использование тахографа обязательно. Автомобили, поставленные на учет в стране приписки после 16 июня 2011 года обязаны быть оснащены цифровым тахографом. У водителя автомобиля, который пересекает границу Евросоюза и оснащенном аналоговым тахографом должны быть при себе "шайбы" за последние 7 суток, а также "шайба" в тахографе. Если же при тех же условиях, автомобиль оборудован цифровым тахографом, то водитель должен иметь электронную карту водителя, установленную в тахограф, с которой один раз в 28 дней должна сниматься информация. С цифрового тахографа информация снимается один раз в 90 дней. Вся снимаемая информация с цифровых тахографов должна хранится в течении 5 лет в компании, которой принадлежит автомобиль. Все вышеизложенное закреплено законодательно в ниже приведенных документах.

(ЕСТР) Европейское соглашении, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные перевозки

5-я поправка к ЕСТР

6-я поправка к ЕСТР

ЕСТР. Система цифровых тахографов

Российская Федерация

В России как всегда все очень не однозначно.  В последнее время было принято множество законодательных актов, касающихся наличия и использования тахографов в России. И так - тахографом в России быть. Основным документом, обязывающим иметь тахограф на транспорте является Технический регламент (Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств от 10.09.2010 г. Приложение №7, Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации пункт 8.1). Мер воздействия на нарушителей требования регламента на данный момент не предусмотрено. Однако, компании, осуществляющие технический осмотр, не имеют право освидетельствовать  автомобиль (предназначенный для перевозки грузов или пассажиров) не имеющий тахограф на предмет годности для использования на дорогах общего пользования (на основании Технического регламента). На практике же, требования Технического регламента особо контролируют только при выдачи лицензионной карточки (пассажирские перевозки) сотрудниками Ростехнадзора, и ДОПОГа (перевозка опасных грузов) сотрудниками ГИБДД. Но, стоит отметить, что с каждым месяцем все большее количество транспортных средств осуществляющих перевозку пассажиров и опасных грузов, получают отказ в получении лицензии и ДОПОГа соответственно, в случае отсутствия тахографа. Также с Российском законодательстве существует такой документ как, Перечень неисправностей при которых запрещена эксплуатация автомобилей, в который пунктом 7.4 ограничивается эксплуатация автомобиля с отсутствующем (на основании Техрегламента) или неисправным тахографом. Запрет эксплуатации это снятие государственных номерных знаков. Еще не штраф, но уже мера воздействия. Последний эпос законотворцев датируется 14 июня 2012 года за номером 78-ФЗ и вносит изменения в основополагающий закон для российских транспортников №169-ФЗ "О безопасности дорожного движения" статьей №1, где довольно четко формулирует обязанность владельцев транспорта, осуществляющего перевозку пассажиров и грузов, оснащать его цифровыми тахографами начиная с 1 апреля 2013 года. Т.е. все автомобили (перевозящие пассажиров и грузы) с 1 апреля 2013 года должны быть оснащены цифровыми тахографами. На данный момент также нет прямых мер воздействия на нарушителей этого закона. Однако, он юридически закрепляет необходимость (а равно и "предусмотренные конструкцией") иметь тахограф на борту каждого грузового автомобиля. И следовательно, применение Перечня неисправностей с которыми запрещена эксплуатация автомобиля становиться очень простой задачей для сотрудника ГИБДД. Это все, что касается "обязательной" установки тахографа на август 2012 года. Но не кто не отменял проект о внесении изменений в Административный кодекс, который должен воплотиться в жизнь в ближайшее время. Россия вступила в ВТО. Это свершившийся факт. Требования безопасности на дорогах участников ВТО едины. Поэтому тахографам в России быть. И здесь сможет сэкономить тот, кто будет более дальновидным и оснастит свои автомобиля согласно требованиям Российского законодательства уже сейчас. Ниже приведены тематические документы, которые могут быть полезно. Особо необходимо обратить внимание на приказ Минздрава №101н, благодаря которому все затраты на установку тахографа можно компенсировать за счет социального налога.

Постановление Правительства РФ от 03.08.96 г. №922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом"

"Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами"  Министерства транспорта Российской Федерации (пункт 5.4),

Правила дорожного движения (Перечень неисправностей при которых запрещена эксплуатация автомобилей)

 "Правила использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации". 

Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств от 10.09.2010 г. Приложение №7, Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации пункт 7.9

Постановление Правительства РФ от 10.09.2010 N 706 "О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств".  

Приказ Минтранса России от 20 октября 2009 г. № 180 "О картах, используемых в цифровом контрольном устройстве для контроля за режимами труда и отдыха водителей при осуществлении международных автомобильных перевозок в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных  средств, производящих международные автомобильные перевозки, зарег. в Минюсте РФ 2 февраля 2010 г. № 16210"

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 101н от 11.02.2011 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санитарно-культурного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами"