Цифровой тахограф, на сегодняшний день, не просто прибор, который фиксирует режим труда и отдыха водителя, а многофункциональное устройство для автомобиля. Он точно и бесперебойно измеряет время простоя и движения автотранспортного средства, а также фиксирует скоростные режимы на всём отрезке пройденного пути. Но, в отличие от привычных средств фиксации скорости и времени, тахограф также выполняет роль бортового самописца — это мини-компьютер, способный собирать, обрабатывать, а главное хранить поступившие в его память данные. Каким образом это происходит и что полезно знать водителю при эксплуатации контрольного устройства, мы и разберём в этой статье.
Как тахограф получает информацию?
Стандартный контроллер получает все необходимые данные с датчика скорости, размещённого в коробке передач. Цифровой тахограф фиксирует два основных типа данных:
- информацию о ТС (время движения, простоя, общий пробег авто);
- а также информацию о режиме труда и отдыха водителей.
Российский «цифровик» в целом намного более функционален, чем западный образец (ЕСТР), так как способен получать данные не только с кодированного датчика скорости, но и со встроенного акселерометра, модуля ГЛОНАСС или GPS.
Каждый водитель, который сталкивался в своей работе с цифровым контроллером, знает, что в начале маршрута необходимо вставить личную карту водителя в специальный слот. Карта водителя, в данном случае, выполняет роль носителя информация, то есть, как и внутренняя память цифрового устройства, она предназначена для хранения данных. Обычно при работе с цифровым тахографом используют сразу несколько типов чип-карт:
- личная карта сотрудника предприятия (то есть водителя);
- карта самого предприятия;
- карта сервисного центра или мастерской;
- и карта контролера/инспектора для тахографа с блоком СКЗИ.
Карта мастерской — это карта центра, осуществлявшего установку и активацию тахографа, то есть калибровочного центра. Карта мастерской позволяет идентифицировать сервисный центр, в котором были проведены работы по калибровке и обслуживанию данного конкретного устройства, а также получить доступ к данным об установленных параметрах работы и сервисных операциях (специальная информация, необходимая для дальнейших сервисных работ).
Карта предприятия — это карта, которая выдаётся транспортной компании уполномоченными представителями власти и даёт доступ к данным, хранимым в основной памяти записывающего устройства. Она же используется и для блокировки доступа, при попытке их считывания третьими лицами.
Карта инспектора — используется для снятия данных, необходимых при проверке контролирующим органом.
И, наконец, карта водителя — своеобразный идентификатор работника, а также «личный дневник», самостоятельно записывающий информацию о всех рабочих процессах сотрудника.
Таким образом, каждая из смарт-карт позволяет её владельцу получить доступ к определённым данным, хранящимся в тахографе. За исключением карты водителя, которая предназначена только для фиксации данных.
Типы носителей информации и сроки её хранения в тахографе
Основа работы контрольно-бортового устройства — это центральная память системы, способная получать и хранить информацию о ТС и режимах труда водителей в течение 12 месяцев бесперебойно. Регистрационная система также в состоянии зафиксировать и сохранить информацию о любых попытках вскрытия и «подкрутки» данных, нарушениях режима водителем, скоростных превышениях и других неправомерных действиях. Устройство дополнительно хранит сведения о последнем обращении к его «хранилищу» - например, о последней проверке инспектором.
Для хранения цифровых данных используется и более простой носитель — карта водителя, активирующая запись информации о режимах труда и отдыха каждого отдельного сотрудника в начале рабочей смены.
Данные, регистрируемые центральной памятью тахографа, и информацию смарт-карты сотрудника необходимо периодически выгружать из системы, для сверки и последующей архивации. По российскому законодательству, выгрузка с карты водителя ТС должна производиться каждые 28 дней, то есть, фактически, в конце рабочего месяца. И выгрузка данных с общей (центральной памяти) тахографа ЕСТР должна производиться раз в 90 дней, а с РФ тахографа не регламентировано. Вся информация архивируется для последующей проверки контролирующими службами в течение одного года с даты выгрузки.
Данные сроки установлены для всех водителей и предприятий не случайно. Ведь память у карты водителя ограниченная - при средней загруженности, карта водителя способна хранить данные примерно за последние 28 дней. Это не просто требование регламента, а реальный объём памяти записывающего устройства. Причём система устроена так, что в случае недостатка свободного места в памяти самой карты, запись производится повторно, на старые данные. Которые, естественно, будут безвозвратно утеряны, в случае, если компанией не проводились плановые выгрузки информации для её архивирования. Общая память тахографа хранит данные за 365 дней.
Выгрузка и хранение информации с тахографов могут производиться как сервисной мастерской, обслуживающей данное предприятие, так и самим предприятием. Но самостоятельно компания может считать только данные с карт тахографа (карт водителей), при помощи специального считывателя, или загрузчика карт тахографа. Поскольку считывание данных со смарт-карт — процедура куда более регулярная, чем с общей памяти цифрового устройства, то удобнее пользоваться личным считывателем, который можно приобрести в той же мастерской.
Материалы с сайта RNSinfo.ru